Подготовка к игре. Учащимся предлагается подобрать вопросы по данной теме. Вопросы отобранные для игры, помещают в отдельные конверты и объединяют по блокам (например, химия и языкознание, химия и литература, химия и математика, химия и физика, химия и биология). На лицевой стороне каждого конверта крупным шрифтом указывается число баллов, которыми данный вопрос оценивается, а на обратной - фамилия и имя автора вопроса. За каждый из предложенных вопросов учащиеся получают по 10 баллов. Перед игрой конверты укрепляют над доской в местах отведенных для соответствующих блоков. Для игры изготовляется игровое поле, разделенное на пронумерованные секторы, число которых соответствует числу учащихся в классе, и волчок со стрелкой.
Проведение игры. Право выбора конверта учащиеся разыгрывают между собой при помощи игрового поля. Учащийся, на которого показала стрелка волчка, выбирает конверт и отвечает на вопрос. За правильный и полный ответ он получает максимальное число баллов, за неточный и неполный - меньше. Если учащийся, вскрывший конверт, затрудняется, слово предоставляется любому другому ученику. Если правильных ответов нет, отвечает автор вопроса и тогда он получает максимальное число баллов.
Подведение итогов. Участник игры, Набравший наибольшее число баллов, становиться победителем. Ребятам, получившим более 200 баллов,
ставим отметку «5», 150-200 баллов - «4», 50-149 - «3». Содержание игры.
1. Химия и языкознание
1. В русском названии какого элемента, состоящего из 7 букв, только 2 буквы не повторяются? (25 баллов)
Ответ. Водород.
2. Переведите на русский язык с английского следующее предложение: «Under usual conditions hydrogen is a colourless and an odourless gas». (25 баллов)
Ответ. При обычных условиях водород - газ без цвета и запаха.
3. Соответствует ли современным представлениям название химического элемента кислорода? (50 баллов)
Ответ. Название кислороду Oxyggenium дал французский химик А. Лавуазье, который считал обязательной составной частью всех кислот (охys— кислый, gеnnао — рождаю, т. е. рождающий кислоты). Название не отвечает современному уровню химических знаний, так как имеется большая группа бескислородных кислот.
2. Химия и литература
1. В одном из сочинений поэтессы В. Инбер есть такие слова: «Подобно тому как кислород и азот, соединяясь, составляют воздух, необходимый для жизни, - точно так же мысль и чувство... образуют воздух, которым дышит поэзия». Права ли поэтесса, говоря о воздухе, как о соединении азота с кислородом? (25 баллов)
Ответ. В состав воздуха входят не только кислород и азот, составляющие большую часть воздуха, но и водород, углекислый газ.
2. В романе писателя - фантаста А. П.Казанцева «Пылающий остров» рассказывается об обнаружении на одном из островов газа, в присутствии которого для начала реакции азота с кислородом достаточно зажечь спичку. Сам же газ при этом не расходуется. Действие романа развертывает-ся в борьбе между злыми силами, стремящимися с помощью этого газа уничтожить ряд стран, и учеными, противодействующими этому. Какова роль упомянутого газа в реакции азота с кислородом? (25 баллов.)
Ответ. Катализатор.
3. В произведении Л. Буссенара «Похитители бриллиантов» есть такие слова: «Известно, что рудничный газ, или углеводород, обладает свойством воспламеняться под действием света и, смешиваясь в определенной про-
порции с атмосферным воздухом, дает мощный взрыв». Какой газ имел в виду
писатель? Напишите уравнение горения этого газа. (50 баллов.)
Ответ. СН4 + 02 ->СО2+ Н20
3. Химия и математика.
Составьте формулу оксида алюминия. (25 баллов.) Ответ. А120з
Вычислите массовую долю ( в
кислорода в оксиде серы IV. (50 баллов) Ответ. 50%
3. Найдите массовые отношения элементов в серной кислоте. (25 баллов) Ответ. 0,02:4: 0,65
4 Химия и физика
1. Можно ли заполнить газообразным кислородом полбаллона? (25 баллов)
Ответ. Нет, он распределится по всему баллону.
2. Почему молекулы входящих в состав атмосферы газов, двигаясь во все стороны, не покидают землю, не улетают в космическое пространство? (50 баллов)
Ответ. Чтобы покинуть Землю, газообразные вещества должны преодолеть силу земного тяготения. А это возможно лишь в том случае, когда их скорость будет не менее 11,2 км/с.
3. Подъемная сила водорода больше подъемной силы гелия. Но для наполнения шаров более удобен гелий. Почему? (25 баллов.)
Ответ. Гелий проще получить.
5. Химия и биология
1.С какой целью проводиться рыхление почвы? (25 баллов)
Ответ. В процессе рыхления усиливается доступ кислорода из воздуха и уменьшается испарение воды из верхнего слоя почвы.
2. Почему под слой почвы в парниках и теплицах закладывают навоз? (25 баллов)
Ответ. При гниении выделяется теплота, обогревающая почву, и образуется вещества, необходимые растениям для питания.
3.Почему запрещается пасти скот, собирать грибы и ягоды в зеленой зоне, прилегающих к автомагистрали? (25 баллов)
Ответ. Автомобильные выхлопы, содержащие оксид углерода (11), оксиды азота, соединения свинца и другие ядовитые вещества, накапливаются растениями и могут вызвать отравления человека и животных.