Уверенное овладение детьми навыками устных и письменных вычислений и первоначальными знаниями по математике является одной из основных задач начального обучения математики.
Каждый ученик не только задает себе вопрос: «Зачем надо учить и знать математику?», но и пытается ответить на поставленный вопрос.
Вывод следующий: этот предмет необходим для применения знаний в важных жизненных ситуациях. А чтобы знать, нужно приложить максимум усилий для достижения целей и каждый ученик должен принимать участие в этом процессе.
Занятие – игра учит каждого участника сопереживать; заставляет понять, что ответ каждого складывается в командную победу, учит логически мыслить, рассуждать, обобщать, анализировать материал.
Работа в командах дисциплинирует и заставляет отвечать за работу не только одного человека, а всей команды, заставляет работать сплоченно на результат.
Одной из основных задач начального обучения математики является овладение учащимися прочными навыками устных и письменных вычислений. А что другое, как не игра, способствует лучшему овладению вычислительных навыков и усвоению первоначальных знаний по математике.
Цели: развивать познавательный интерес к урокам математики; совершенствовать вычислительные навыки ; развивать логическое мышление, умения наблюдать и сравнивать, рассуждать и размышлять, анализировать ; воспитывать находчивость, сообразительность; прививать любовь к математике; формировать умение работать в группе, воспитывать чувство взаимопомощи.
Оборудование: мультимедиа, компьютер, фишки, карточки с задачами, грамоты.
Ход занятия:
Организационный момент.
Дети заранее делятся на команды, выбирают капитанов, придумывают название команды. Участники игры рассаживаются по местам.
Сообщение цели занятия.
Сегодня у нас занятие по математики. Игра по теме «Закрепление пройденного материала». Она пройдет под девизом: «И прекрасна, и сильна математики страна!».
Желаю вам удачи. Кому же она улыбнётся? Это мы узнаем позже.
Разминка.
Проверим, готовы ли команды к сражению и проведём небольшую разминку. Каждый член команды может принести своей команде «Успех» (единица оценки правильных ответов), а вместе вы можете показать успешное выступление.
Кто первый поднимет руку, тот и отвечает. За правильный ответ команда получает бал.
(Вопросы на слайдах. Задание читает учитель один раз.)
Презентация «Разминка». (время на разминку 5 минут)
Одна булочка стоит 7 копеек. Сколько можно купить
булочек на 21 копейку? (3)
2. Люстра стоит 24 рубля, а настольная лампа в 4 раза дешевле. Сколько рублей надо заплатить за 5 настольных ламп? (30 рублей)
3. Один человек проходит за час 5 км. Как далеко уйдут 3 человека за 2 часа, если будут идти с такой же скоростью? (10)
4. Ученик задумал число, отнял от него 200, осталось 400. Какое число он задумал? (600)
5. Сколько их. Сын с отцом, да дедушка с внуком? (трое)
6. У Марины было 3 целых яблока, две половинки и четыре четвертинки. Сколько у нее было яблок? (5)
7. Если на голову встанет, ровно на 3 меньше станет? (9)
8. У каждого из 7 братьев по 1 сестре. Сколько детей в семье? (8)
9. Даны числа: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9
10. Что больше их сумма или произведение? (сумма; при умножении на 0, получится 0)
4. Конкурс знатоков «Что? Где? Когда?»
Вопросы на слайдах читает учитель один раз. Командам даётся время на размышление и обсуждение – 1 минута. Капитан выбирает игрока, который будет отвечать. За правильный ответ 1 бал.
Презентация «Что? Где? Когда?» (время 10 минут)
В Древней Руси деньгами служили серебряные бруски - их называли гривнами. Если вещь стоила меньше, чем весь брусок, то отрубали половину. Тоже деньги!
Как называлась отрубленная часть серебряного бруска?
(Эту часть серебряного бруска называли рублём. Отсюда и пошло название денежной единицы – рубль.)
При царе Иване IV были выпущены монеты, на которых изображался всадник с копьём в руке.
Как назывались эти монеты?
(Такие монеты назывались копейками. Отсюда и пошло название современной денежной единицы - копейки.)
Мы очень часто пользуемся словом километр.
Метр в переводе с французского языка означает мера.
Что означает в переводе с французского слово кило?
(Кило - тысяча. Действительно, 1 км – 1000 м, 1 кг - 1000 г.)
Известно, что 10 единиц составляют десяток, 10 десятков - сотню, 10 сотен – тысячу. Мы видим, что число 10 играет большую роль.
Почему именно число 10, а не другое?
(Потому что на наших руках 10 пальцев. Дело в том, что одним из первых «аппаратов» для счёта, который наиболее часто использовал древний человек, были руки.)
В известной сказке «Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что» царь послал стрелка Андрея «за тридевять земель».
Тридевять - сколько это?
(Тридевять - это 27.
Дело в том, что в Древней Руси считали по девяткам: тридевять - это 9 x 3 = 27)
Какое самое любимое число в сказках?
У древних греков оно считалось счастливым, его считали магическим. Ну, а в далёкие - далёкие времена, когда люди с трудом учились считать, это число обозначало «всё».
(Это число 3.)
На языке древней Индии это число «сунья».
Арабы перевели это слово на свой язык, и стало оно называться «сифр».
Не правда ли, напоминает что-то. «Сифр» - цифра.
А какое это число?
(«Сифр», то есть цифра обозначает число 0.)
Конкурс капитанов: «Самый умный».
Капитаны по одному в течение 1 минуты должны ответить на вопросы. За каждый правильный ответ 1 бал. Учитель один раз читает вопрос. Вопросы дублируются на слайдах.
1. У Маши 3 монеты по 50 копеек, хватит ли у неё денег на линейку за 1 рубль 20 копеек? (да)
2. Слепыми или зрячими рождаются зайчата? (зрячими)
3. Две колхозницы шли в город, по дороге встретили ещё 5 колхозниц. Сколько всего человек шло в город? (2)
4. Число 27 умножить на 1 и произведение увеличить на 23. Сколько получится? (50)
5. Назовите число, которое без остатка делится на 3 и 4. (12, 24)
6. Какие знаки надо поставить между 6 и 2, чтобы получилось число больше 2, но меньше 6? (:, -)
7. Сколько потребуется копеек, чтобы набрать ими 5 рублей? (500 копеек)
8. Сколько ног у паука? (8)
9. Сколько метров в 1 километре? (1000 метров)
10. У кого уши на ногах? (у кузнечика)
11. На какое число надо умножить 500, чтобы получить 500? (1)
12. Двое играли в шахматы 2 часа. Сколько играл каждый? (2 часа)
13. Мальчик в одном направлении пробежал 60 метров, а в обратном 95 метров. На каком расстоянии он оказался от начала пути? (35 метров)
14. Висит сито не руками свито… (паутина)
15. Меня просят, меня ждут, а приду – прятаться начнут… (дождь)
16. Сколько метров в половине километра? (500)
17. Детёныш не родился, а отдан на воспитание. Кто он? (кукушонок)
18. На какое число надо умножить 600, чтобы получить 0?
19. Сам не берёт и воронам не даёт. Кто это? (пугало)
20. Гусь весит 8 килограммов. Сколько он будет весить, если встанет на одну лапу? (8 кг)
21. Куда зайцу бежать удобней: с горы или в гору? (в гору)
22. Пара лошадей пробежала 20 км. Сколько пробежала каждая лошадь? (20 км)
23. Где раньше начинает таять снег: в лесу или в городе? (в городе)
Аукцион задач.
Команда выбирает одну задачу на 1 балл, 2 балла или 3 балла. Все члены команды должны полностью записать задачи в тетради кратко и решить их. Тогда команда получает заработанное количество балов. Время 8 минут. Проверка.
1 задание – 1 балл
Ребята расчищали от снега дорожки около школы. Мальчиков было 24, а девочек в три раза меньше. Сколько девочек расчищало дорожки?
2 задание – 2 балла
-Измени вопрос задачи, чтобы задача решалась двумя действиями. Реши полученные задачи. – смотрите документ
3 задание – 3 балла
24 литра фруктового сока разлили в шесть банок поровну. Сколько надо таких банок, чтобы разлить 16 литров сока?
7. Подведение итогов. Награждение победителей.