Предварительная работа: рассматривание иллюстраций; решение проблемных за-дач; чтение стихов, рассказов; разучивание песен, танцев; целевая прогулка по горо-ду.
Программное содержание: закрепление знаний детей правил дорожного движения, правил безопасного поведения на дорогах, улицах, в транспорте; закрепление уме-ния находить правильное решение в трудной ситуации; воспитание у детей взаимо-помощи и взаимовыручки, активизация и обогащение словаря детей словами: до-рожный знак, светофор, пешеход, переход, регулировщик, жезл и др.
Оборудование: табло для отметки результатов, игровое поле, конверты с вопросами родителей, волчок со стрелкой, песочные часы, чёрный ящик, игрушки по видам транспорта, жезл, дорожные знаки, гимнастический модуль, скамейка и т.д.
* * *
(игра проводится в музыкальном зале)
Вед.: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости!
Сегодня мы проводим игру «Что? Где? Когда?» по правилам дорожного движения. Вы видели такую передачу? (дети отвечают).
Как вы помните, в этой игре две команды: знатоки- дети и родители.
На первом этапе нашего сада уже целый месяц висит почтовый ящик, в который родители опускали письма с вопросами по правилам дорожного движения. Мы отобрали наиболее интересные, на наш взгляд, вопросы и разместили их вот на этом игровом поле.
Сейчас я прошу занять места за игровым столом команду знатоков (выбрать шестерых детей). У каждой игры есть свои правила. Вот они:
1. Играем до 6 баллов. Чья команда первая наберёт нужное количество баллов, та и выиграла.
2. На обдумывание каждого вопроса 1 минута. Контроль ведётся по песочным часам.
3. Судья следит за соблюдением правил и выставляет счёт на табло: синий цвет для команды родителей, красный – для команды знатоков.
Итак! Внимание! Игра начинается! Счёт 0 :0 .
Первый раунд.
(Крутится волчок, останавливается, стрелка показывает на сектор. Вопрос № 1. против знатоков играет семья Васильевых.)
Вед.: Уважаемые знатоки, за 1 минуту отгадайте эти загадки:
Три моих волшебных глаза
Управляет всеми сразу.
Я моргну – пойдут машины,
Встанут женщины, мужчины.
Отвечайте вместе хором:
Как зовусь я ? … (Светофором)
В два ряда дома стоят:
20, 30. 100 подряд
И квадратными глазами
Друг на друга все глядят. (Улица)
Дом на улице идёт,
На работу всех везёт,
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус)
Странная зебра:
Не ест и не пьёт,
Но без еды и питья
Не умрёт. (Пешеходный переход)
В руках он держит провода
И бегает туда – сюда. (Троллейбус)
Если ты спешишь в пути
Через улицу пройти,
Там, иди, где есть народ,
Там, где знак есть …(Переход)
Без разгона ввысь взлетает
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полёт
Наш красивый…(Вертолёт)
Ты должен твёрдо знать всегда
Для машин есть мостовая,
Для прохожих …(Тротуар)
Спозаранку за окошком
Стук, и звон, и кутерьма:
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома…(Трамвай)
У него два колеса
И седло на раме,
Две педали есть внизу,
Крутят их ногами…(Велосипед)
Вед.: Время истекло. Слово судье (судья выставляет счёт).
Второй раунд.
Вед.: Внимание! Чёрный ящик! (выносят чёрный ящик).
Уважаемые знатоки! В ящике находятся игрушки. За 1 минуту разложите их по видам транспорта.
Время пошло (дети выполняют задание).
Слово судье (судья объявляет результаты).
Третий раунд.
Вед.: Уважаемые знатоки! Необходимо за 1 минуту закончить фразу словом «запрещается) или «разрешается». Слушайте внимательно.
И проспекты и бульвары –
Всюду улицы шумны.
Ходят все по тротуару
Только с правой стороны!
Тут шалить, мешать народу…(запрещается).
Быть примерным пешеходом …(разрешается)
Если едешь ты в трамвае,
И вокруг тебя народ,
Не толкайся, не зевая
Проходи всегда вперёд.
Ехать «зайцем», как
Известно, …(запрещается).
Уступать старушкам место …(разрешается).
Если ты гуляешь просто,
Всё равно вперёд гляди,
Через шумный перекрёсток
Осторожно проходи.
Переход при красном свете…(запрещается).
При зелёном даже детям …(разрешается).
Слово предоставляется судье (судья подводит итог).
Четвёртый раунд.
Вед.: для выполнения задания понадобится гимнастический модуль.
Уважаемые знатоки! За 1 минуту вы должны собрать модель паровоза (по образцу) и все уместиться в нём. Ответьте на вопрос: как называется человек, кото-рый управляет паровозом.
Знатоки: Машинист.
Вед.: Время пошло. (Дети выполняют задание в центре зала, строя из гимнасти-ческого модуля модель паровоза).
Вед.: Слово судье (подводится итог).
Физкультурная пауза.
Пятый раунд.
Вед.: Внимание! Чёрный ящик! (выносят чёрный ящик, в котором жезл регулиров-щика).
Уважаемые знатоки! За 1 минуту отгадайте, что за предмет находится в ящике и кому он нужен. Этот предмет держит в руках человек, который стоит на перекрёстке и управляет движением машин. Время пошло.
Знатоки: Милицейский жезл.
Вед.: Слово судье (подводится итог).
Шестой раунд.
Вед.: Уважаемые знатоки! Вы должны за 1 минуту назвать три вида пешеходных пе-реходов и пройти эстафету.
(Дети в центре зала проходят эстафету: пройти по пешеходной дорожке –назем-ный переход, по гимнастической скамейке – надземный переход, пролезть под дугой – подземный переход, вернуться в коней команды).
Вед.: Слово судье (подводится итог).
Седьмой раунд.
Вед.: Уважаемые знатоки! Ответьте на вопрос: как правильно нужно переходить до-рогу на остановке общественного транспорта?
Знатоки: Дождаться, когда отъедет транспорт, и по пешеходному переходу перейти дорогу.
Вед.: Слово судье (подводится итог).
Музыкальная пауза.
Восьмой раунд.
(Выносят поднос, на котором лежат два дорожных знака: пешеходные переходы в синем квадрате и красном треугольнике).
Вед.: Уважаемые знатоки! Объясните, пожалуйста, чем отличаются эти два знака?
Знатоки: В синем квадрате – разрешается переход, в красном треугольнике – пре-дупреждает водителей о пешеходном переходе: будьте внимательны!
Вед.: Слово судье (подводится итог).
Девятый раунд.
(Выносят поднос с карточками, изображающими служебные машины: пожарная. «скорая помощь», милицейская).
Вед.: Уважаемые знатоки! Назовите и объясните, для чего нужна каждая из этих ма-шин, как можно вызвать эти службы?
Знатоки: пожарная машина – тушат пожар – телефон 01
милицейская – нас бережёт - 02
«скорая помощь» - оказывают первую помощь – 03
Вед.: Слово судье (подводится итог).
Десятый раунд.
Вед.: Внимание! Чёрный ящик! (В нём лежат карточки с изображением тракто-ра, самолёта, такси, трамвая и т.д.)
Вед.: Уважаемые знатоки! Назовите по карточке, кто управляет транспортным средством.
Знатоки: Трактором – тракторист, самолётом – лётчик, такси - таксист, трамваем – вагоновожатый и т.д.
Вед.: Слово судье (подводится итог).
Одиннадцатый раунд.
Вед.: Уважаемые знатоки! Скажите, как правильно нужно вести себя в обществен-ном транспорте?
Знатоки: В общественном транспорте-
Вед.: Слово судье (подводится итог).
Судья: Со счётом ……… победила команда……..